eugend (eugend) wrote,
eugend
eugend

Categories:

ПМВ, потери - II

В продолжение недавно поднятой темы по потерям в ПМВ – «порывшись в своих … закромах», накопал еще несколько табличек – в работе «Будущая война», подготовленной в конце 20-х гг. коллективом сотрудников Разведупра РККА. Поскольку работа старая, то данные там (середины 20-х) наверное менее точные, чем в предыдущих табличках – но меня заинтересовало больше сравнение динамики безвозратных потерь по странам участницам (график в самом низу):


Photobucket


Photobucket

1) Исходные данные взяты из "Статистический ежегодник Германии" 1925г.(числ. в 1915,16,17 г.г. не имеется).
2) Цифры примерные, расчет сделан на основании данных книги Врисберга (данные прусского военного министерства) об ежемесячной средней численности отправляемого ежемесячно на фронт пополнения; в графе 1914г. числитель 2.086 - численность мобилизованной полевой армии, а знаменатель - пополнение армии.
3) Исчислено по п.в./ - считая численность действ. дивизии с приданными и обслужив, их частями - 19.000 чел. /корпус 42.000/. Согласно данных 1925 г. - численность действ, частей к концу войны - 4.580, численность действ, армии на фронте - 5.300, в тылу - 2.700.
4) По данным " Статистического ежегодника Германии" 1925г. число случаев ранений без больных.
5) Официальные данные о числе раненых и инвалидов Имеются за весь период 1914-18 г.г. По отдельным годам число инвалидов взято в соответствующей пропорции от числа раненых (15,7%).



Photobucket

х) Исходные данные взяты из "Россия в мировой войне 1914-17г. изд.ЦСУ, "Стратегический очерк войны 1914-18 г.г." (труды комиссии по исследованию и использованию опыта войны) и др

1) За 1914-17 г.г уволено из армии – 350 тыс. инвалидов.
2) Без Кавказского фронта.




Боевые и санитарные потери британской армии в 1914-18 г.г. (без потерь включая больными)
Photobucket

х) Исходные данные взяты из англ. Справочника «статистика военных усилий Британской империи, 1914-20 г.г.»

Итак, сравнение динамики безвозвратных потерь. Сразу обращу внимание на несколько фактов.
Photobucket

Во-первых, на что уже обращал внимание Урланис – странная динамика русских потерь в 1914-15 гг. – которую Урланис объяснял недоучетом потерь 1914 года. ИМХО также вероятно, что часть потерь 1914 года просто перенеслись на 1915 год и отразились уже в этой отчетности.

Во-вторых, по Франции потери за 1914-15 гг. даны одной цифрой (36%) – в принципе, если по остальным смотреть средние потери за этот период – то они получаются сопоставимыми –

36.00% - Франция
30.45% - Великобритания
46.35% - Россия
29.95% - Германия

Если принять логику, что динамика французских потерь внутри этого периода была схожа с британской (резкое снижение 1915 года к 1914) – то в целом подтверждается мнение о том, что союзники воспользовались перенаправлением немецких усилий на Восток и не сильно стремились помочь России. При этом не такое резкое снижение у немцев, это как раз следствие того, что они именно перенаправили свои усилия – если на Западе напряженность боев была ниже и соответственно уровень потерь, то более высокий уровень потерь на Востоке дал итоговую среднюю цифру, не такую низкую как у Антанты на Запфронте.

Третий момент, меня удививший – снижение потерь в 1917 году – получается, что все старались отдохнуть перед последним рывком в 1918 году. Особенно французы – что, впрочем, понятно: после 1916 года, Вердена etc., у них начались волнения в армии, из-за чего им пришлось отказаться от активных боевых действий, и основная нагрузка на Запфронте легла на плечи англичан.

В общем, как-то так….
Tags: Великая война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments